Вахтанг Маисая: Вполне возможно, что эпицентр российско-турецкого противостояния переместится к нам
30 сентября 2015 года, после саммита, посвященного 70-летию ООН, мир встал перед новой реальностью: Российская Федерация решила включиться в борьбу против «Исламского государства», и это решение немедленно привела в исполнение. Два года назад 35 стран мира объединились в коалицию против «Исламского государства», к которой Грузия присоединилась в сентябре 2014 года, хотя значительных мероприятий против террористов коалиция не предпринимала. Более того, некоторые политологи говорят и о том, что США способствовали усилению «Исламского государства». 13 ноября 2015 года представители «Исламского государства» устроили теракт во Франции. Президент Франции Франсуа Олланд предложил российскому президенту вступить в коалицию, но получить согласие России не смог, поскольку в этой коалиции России предстояло действовать под диктовку США. 24 ноября 2015 года турецкие авиаистребители сбили российский бомбардировщик «СУ 24», в результате чего отношения между двумя странами стали напряженными. Президент Путин это факт расценил как удар в спину и начал принимать соответствующие меры. Сегодня внимание мировой общественности направлено именно на эти две страны. Создавшееся положение незавидно и для Грузии, поскольку, как говорят политологи, противостояние между Россией и Турцией прямо отразится на нашей стране. Перед какой угрозой стоит Грузия? — на эти и другие важные темы беседует военный эксперт Вахтанг Маисая.
— Перед какой угрозой встала Грузия после того, как напряглись отношения между Турцией и Россией?
— Положение, действительно, напряженное, поскольку президент России перешел на задействование санкций и, фактически, отказывается вести переговоры с президентом Турции Эрдоганом. Правда, в Болгарии встречаются министры иностранных дел двух стран, но это встреча ради встречи.
То, что был сбит российский самолет, это было, как заявил президент Путин, равноценно удару в спину. Возможно, российские самолеты нарушили воздушное пространство, но, когда идут военные действия, такое бывает, тем более, если страны являются союзниками и делают одно дело, то есть борются против общего врага.
Россия разместила на определенных территориях довольно мощные ракетно-зенитные комплексы, собираются принимать контрмеры и американцы. Они будут применять авиаистребители морского базирования, оснащенные электронными элементами подавления боя. Эта информация неподтвержденная, об этом говорят журналисты, но главное, что Россия меры уже приняла.
У борьбы России и Турции исторические корни, поэтому их противостояние может разгореться очень быстро, несмотря на то, что отношения в последний период были теплыми – их связывали финансовые отношения. Турция от российских туристов в год получала три миллиарда долларов. Кроме того, в 2014 году Россия Турции поставила 27,3 миллиарда кубических метров природного газа, Турция была вторым по счету партнером. Так что, удары довольно нежелательны для обеих сторон.
Но для России защита национальных интересов является наипервейшей задачей, поскольку ареалом противостояния этих двух стран всегда был Кавказ. Следует учитывать также, что в регионе ситуация шаткая. На Кавказе размещена военная база России, в частности, в Гюмри, которая обязательно будет усилена. У Турции рядом с грузинской границей размещены вторая и третья армии с 200 тысячами солдат, а российские воинские подразделения с 250 тысячами военных стоят в Гудаута, Цхинвали и Гюмри, к этому обязательно следует вооруженные силы Армении как союзника России. Так что, у наших границ баланс российско-турецких сил выровнен, что ставит нас под угрозу, поскольку вполне возможно, что эпицентр переместится к нам.
Следует учитывать аджарский фактор. На нашей земле находятся представители радикально настроенных турецких организаций, которые, якобы, не подчиняются Анкаре, но это лишь неформально.
Политологи и военные эксперты много говорят о том, что Турция, возможно, перекроет проливы Дарданеллы и Босфора и помешает военному транзиту России в Сирию. Если это произойдет, то Кавказ и, в частности, Грузия, окажется в эпицентре событий. Попасть в Сирию через Грузию более выигрышно и дешево. Если Россия потребует у Грузии уступить этот путь, то следует задуматься о реакции Америки и Турции на действия нашей страны.
— Как вы оцениваете позицию властей Грузии в существующей ситуации? Представители оппозиции обвиняют власти в бездействии, а политологи считают, что молчания – лучший выход…
— У нас с Россией отношения плохие, мы находимся друг с другом в противостоянии, но следует учитывать положительный результат внешнеэкономических направлений последнего времени. Поэтому нам, действительно, нужно себя сдерживать. Также следует вести себя и с Турцией. Она для нас – страна-партнер, и поэтому молчания является самым хорошим выходом, но лишь в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной необходимо стоять на позиции какой-нибудь одной страны. Грузия находится в тяжелейшем положении.
— В социальной сети распространилось видео. Нам посылали угрозы воюющие за «Исламское государство» четверо грузинских юношей… Силовые структуры нашей страны разработали план против угроз. Знакомы ли вы с этим планом, и, если знакомы, — является ли он надежным?
— С планом я не знаком, и даже не знаю, существует ли он вообще. Этот план никто не видел, ни на формальной, ни на неформальной встрече. Об этом никто не говорил. Власти не сотрудничают с профессионалами. Мероприятия, продекларированные по телевидению, очень важны для обороны, а подход властей к проблеме – несерьезен. Для террористов, которые попытаются использовать Грузию, это будет даже не смешно. «Исламское государство» не посчитало Грузию серьезным противником, что хорошо, но плохо, когда не воспринимаю всерьез.
— Допустим, мы защитим границы и не дадим террористам возможность проникнуть в Грузию, но защищены ли мы изнутри? Кто-нибудь знает, скольким людям с непонятным родом деятельности присвоеил гражданство бывший президент Саакашвили?
— Это, действительно, большая проблема. Никто точно не знает, кому и скольким дал Саакашвили гражданство Грузии. Когда мы говорим об элитной коррупции времен Саакашвили, одной из тем является как раз эта. Саакашвили из террористических организаций получил денежные суммы и поэтому решил и членам раздать гражданство Грузии. Ради денег Миша продаст собственную мать.
Достойным внимания являются и всегда были отношения Саакашвили с радикальными политическими группами государств Персидского залива и арабских стран, подтверждением чему стала «Лапанкурская операция». Печально, что эта операция до сих пор так и не расследована. Нерасследованность этого дела может принести нам плохой итог. В распространенных видеоматериалах был разговор и об этом. Террористы напомнили нам Лапанкури.
С повестки дня не снята и элитарная коррупция, чиновники Саакашвили и сейчас сидят на должностях, более того, они получили повышение.
— И все-таки, как вы оцениваете нынешнее положение Грузии?
— Положение у Грузии сложное, и уровень этой сложности выше среднего.
Беседовала Эка Наскидашвили,
ГРУЗИЯ И МИР