PRESS Новости

Только интересные новости

Новое религиозное пробуждение на Западе будет исламским


Новое религиозное пробуждение на Западе будет исламскимВ этом вопросе свое веское слово сказал президент, назвавший ИГИЛ извращением ислама. Грэм Вуд (Graeme Wood) в своей аналитической статье в The Atlantic утверждает, что по мнению его приверженцев, ИГИЛ это исключительно исламская организация.

Но другие отмечают, что это чрезвычайно сложный вопрос. У кого есть полномочия говорить о том, что является исламским, а что нет? Каков источник этих полномочий, и как они воспринимаются?

Хотя это и трудно, но на Западе данный вопрос приобретает все большее значение, потому что Запад становится все более исламским. За последние десятилетия в Европу иммигрировали миллионы мусульман, и за ними последуют еще миллионы. В США их меньше, хотя за последние 20 лет темпы мусульманской иммиграции увеличились. (По оценкам авторитетных социологических служб, мусульман в США примерно 2,75 миллиона человек, хотя Совет по американо-исламским отношениям заявляет, что их в два раза больше.)

ислам в Европе

И дело не только в иммиграции. Французский писатель Мишель Уэльбек в своем новом романе «Soumission» (Покорность) очень сильно преувеличивает, предсказывая Франции, что в следующем десятилетии ее ожидает обновление в виде исламизации. Но ислам действительно завоевывает умы и сердца на Западе, и есть все основания ожидать, что очередное великое пробуждение в западном мире будет исламским.

Во-первых, ислам — это живая вера, в то время как признанные христианские церкви в основном мертвы. Исламские имамы фигурируют в новостях, рассказывая о том, во что они верят. А христианские богословы и пасторы фигурируют в новостях, рассказывая о том, во что они не верят, или в чем сомневаются. Как бы сильно ни отставал мусульманский мир от Запада в экономическом отношении, исламское правительство в Иране и суннитское возрождение, раскачивающее Ближний Восток, говорят о том, что ислам — это актуальная и значимая вера.

Ислам в Европе

В Европе ислам действует умело и напористо. Мечети переполнены и процветают, являясь символом надежды для растущих общин. Британская журналистка Ивонн Ридли была похищена талибами в Афганистане, но приняла ислам и стала мусульманской активисткой в Британии. После терактов 11 сентября люди в Америке тоже стали все чаще переходить в ислам.

Ислам гордится тем, что он предлагает верующим. Мусульмане с радостью обмениваются священными текстами, изучают высказывания и историю своей веры. Это дает им утешение, понимание и направление в жизни, которое намного привлекательнее западной поп-культуры. В отличие от них, большинство западных христиан очень мало знают о своей вере.

Даже убежденные христиане завидуют единству и преданности, которые превалируют среди мусульман. Я вынес этот урок, когда шел по вечернему Каиру во время призыва к молитве. Над городом звучит древний распев, и люди всех классов расстилают на улицах между домами коврики и склоняются в молитве. Некоторые владельцы магазинов моментально опускают рольставни на входе. Менее набожные люди не останавливаются, но начинают говорить тише, и в восьмимиллионном городе воцаряется тишина. Когда молитва заканчивается, можно буквально физически ощутить коллективный вздох облегчения. Такое не впечатлит только примитивное животное.

У христиан такая открытая, естественная и всеобщая набожность отсутствует полностью. На ум приходит единственный христианский аналог: это то, как водители на западе Ирландии в 1980-е годы крестились, проезжая мимо церкви. Но эта привычка исчезла, да и в любом случае, это все равно что сравнивать капающий кран с ревом бурной реки.

Христиане прежде всего озабочены богословскими дебатами и традициями, а также регулированием высоконравственной жизни верующих. Христианская теология и история немного сдерживает выход верующих на городские площади («мое царство не в этом мире»). Отделение церкви от государства и многовековая секуляризация создают такое впечатление, что христианское богословие — это едва ли не частная сфера. Христиане во многом согласились с идеей о том, что церковь и вера — это дело личное и частное.

Ислам в Европе

Между тем, обсуждение величайших социальных, политических и моральных вопросов ведется публично. Защита окружающей среды, феминизм, борьба с расизмом, всевозможные движения за социальные реформы не зарываются в норы частных институтов — они действуют открыто, публично и очень требовательно. У ислама — аналогичный образ мышления. Исламу не нужно изобретать интеллектуальный камуфляж типа «естественного закона», чтобы внедрять свои идеи в массы.

Наверное, будет честнее сказать, что ислам зачастую переносит политическую сферу в сферу религиозную. Главный интеллектуальный проект ислама — это не теология, а правовая практика, правильное поведение и управление внутри уммы (общины — прим. ИноСМИ). Поскольку моральная и политическая реформа сливаются воедино, можно говорить о том, что пост-христианская культура все больше походит на доисламскую.

Вот почему вопрос о том, что является исламским, а что нет, будет возникать все чаще. Умма отнюдь не во всех отношениях похожа на христианскую церковь. Ее концепция публичной сферы и роли верующего в общественной жизни отличается от основ христианства и западной светскости. Уважать ислам значит признавать это отличие.

Ислам будет играть заметную роль на Западе, а это означает, что все мы будем в той или иной степени знакомиться с его текстами, с его источниками власти и авторитета, с его традициями толкования. Наверное, нам надо привыкать к тому, чтобы критиковать ислам точно так же, как мы критикуем христианские церкви. А если мы не сумеем обрести такую привычку, создать такую близость и при этом чувствовать себя комфортно, то у нас всегда есть вариант «Подчинения».
Источник: theweek

Ислам в Европе


Copyright © All rights reserved. | Newsphere by AF themes.